Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.  


УРОК 4.
СПОСОБНОСТИ ДУШИ



Сидеть и ощущать покой – это одно, а действительно использовать его для преображения своей жизни – нечто другое. Между намерением и действием может оказаться пропасть, и тогда приходится говорить: «Я не хотел так делать, но…» или: «Извините, я не то хотел сказать». Чтобы обладать полным контролем над своей жизнью, нужно не только знать, но также и понимать процесс превращения намерения в действие.
Например, на машиностроительном заводе используют разные материалы: листовой металл, гайки и болты, электрические провода, краски и так далее. Они подобны Вашим переживаниям и намерениям. В процессе производства эти материалы обрабатываются и в конце концов превращаются в автомобиль, который мы можем сравнить с действием. Но представьте, что в машинах есть постоянно повторяющийся дефект. Вы могли бы ремонтировать каждую машину, которая сходит с производственной линии, но это потребовало бы много времени и тяжелого труда очень расстроило бы меня, ведь завод построен не для того, чтобы выпускать неисправные машины.
Поэтому неправильно начинать изменять свою жизнь просто с внешнего изменения своих действий. До какой-то степени это окажет свое воздействие, но Вы будете продолжать сталкиваться с «неисправными» действиями, сходящими с «производственного потока», и это покажется Вам тяжелым трудом без особого вознаграждения. Вместо этого проверьте «исходный материал» своих чувств и ознакомьтесь с «производственным процессом» своих желаний и действий.
Для инженера мало знать, что происходит на фабрике вообще. Чтобы исправить дефект, ему необходимо досконально разобраться, что же там происходит на практике. Чем глубже он понимает механизм, тем легче ему устранить неисправность. Итак, чем лучше мы понимаем то, как мы «работаем», тем проще для нас устранить те действия, которые мы не хотим совершать. С помощью медитации мы контролируем наше «сырье», проверяя, что используется материал только хорошего качества, и что ни в чем нет недостатка. Ну, а что из себя представляет «процесс производства»?
Первое, и самое очевидное: путь от переживания к действию лежит через мысли. Мысли возникают в нашем уме. Мысли, как и ум, нельзя рассматривать как нечто физическое, это способность души и поэтому – метафизическое. С помощью УМА мы представляем, формируем и обдумываем идеи. Этот мыслительный процесс является основой всех наших эмоций, желаний и чувств. И именно благодаря этой способности мы за секунду можем оживить прошлые переживания, ощутить счастье или печаль или перенестись на другой конец света.
Например, у Вас возникла мысль: «Я хочу выпить стакан сока». Казалось бы, соответствующее действие последует автоматически. Но только ли мысль является связующим звеном между переживанием и действием? А как насчет выражения: «Думать прежде, чем говорить?» Несомненно, прежде чем что-то сказать или промолчать, должна быть какая-то мысль. Так как же с этим быть?
Можно рассматривать мысль в двух аспектах. Первый – сама мысль, второй – осознание или понимание этой мысли. Чтобы понимать мысли, используется ИНТЕЛЛЕКТ. С помощью этой, второй, способности души мы определяем ценность того, что возникает в уме (мысли). Поэтому, говоря: «Подумайте, прежде чем сказать», нас просят использовать наш интеллект и определить, достойны ли наши мысли того. Чтобы быть произнесенными вслух. Некоторыми другими функциями интеллекта являются обоснование, осознание, распознание, суждение и проявление силы воли. Причем, последняя сила является решающей способностью, так как с ее помощью мы осуществляем контроль над собой и, в особенности, над своим умом.
Цель медитации – наполнить интеллект силой, что сделает Ваш ум ясным и восприимчивым и в то же время разовьет твердую решимость. Вы узнаете интеллект по тому воздействию, которое он оказывает. Например, кто-то Вам что-нибудь объясняет, но Вы не можете ничего понять. Он старается объяснить то же самое тремя или четырьмя различными способами, но Вы все же не понимаете. Наконец на пятый раз «до Вас дошло», то есть Вы осознали, что Ваш собеседник имел в виду. Такое осознание – это работа интеллекта.
Другим примером может служить процесс, который происходит, когда Вы стараетесь выбрать наиболее оптимальный план действий из двух или трех возможных. Вы взвешиваете преимущества и недостатки каждого варианта, пока Ваша сила суждения не подскажет Вам, какой план наиболее пригоден. Интеллект, как и ум, является тонким, метафизическим и принадлежит душе, а не телу.
Существует и третья способность души, которая заключает в себе впечатления, оставленные в душе от совершенных нами действий. Эти впечатления называются САНСКАРАМИ. (Это слово из санскрита, и для него нет точного перевода.) Привычки, склонности, темперамент, манеры основаны на санскарах, запечатленных в душе каждым действием, которая она совершала. Санскары создают нашу личность так же, как отдельные кадры художественного фильма создают повествование. Все записывается: будь то физическое движение, слово или даже мысль. Все, что мы встречаем в течение многих рождений, накладывает отпечаток на душу, как луч света на кинопленку. В свою очередь мысли, которые возникают в Вашем уме, в той или иной ситуации, зависят от Ваших санскар. Итак, санскары определяют отличительные черты душ, их индивидуальность.
Ум, интеллект и санскары действуют вместе, образуя круг, и определяют Ваше поведение, те мысли, которые у Вас возникают, и даже Ваше настроение. Ум производит мысли, об обоснованности которых судит интеллект, и на основе этого суждения совершаются или не совершаются действия. Действие (в том числе и такое действие, как бездействие) влияет на санскары, которые, в свою очередь, влияют на ум.
Хорошей иллюстрацией к тому, как происходит формирование привычки, является курение. Когда человеку впервые предлагают сигарету, в его уме возникают мысли и «за» и «против»: «Это вредно для моего здоровья… Я хочу узнать какая она на вкус… К этому очень легко привыкнуть… Все так делают…» и так далее. На основе этих мыслей интеллект принимает решение. Предположим, что он принял решение попробовать закурить сигарету. Человек совершил действие, и результат, предположим, его устраивает. (Хотя, если до конца быть точной, это действие и оценка его последствий тоже являются выражением санскар этого человека, таких как стремление к чувственным удовольствиям, любознательность и т. д., которые могут к тому же проявляться в разной степени. Не говоря уже о том, что он мог выработать санскару курения за прошлые рождения.) И в следующий раз, когда ему предлагают сигарету, память о прежнем действии становится, с одной стороны, аргументом, приводимым умом: «Одну сигарету я уже раньше выкурил и мне понравилось», а , с другой стороны, это действие изменило санскары этого человека. Если он снова решит закурить, то подобно тому, как постепенно вырезается желоб в куске дерева, санскара курения начинает углубляться до тех пор, пока интеллект, ранее придававший какое-то значение доводам против курения, не начинает рассматривать это занятие чем-то естественным и неизбежным. Можно сказать, что он теперь стал очень слабым или даже просто перестал действовать. Нет ни выбора, ни суждения, в уме возникает единственная сильная мысль: «Закури», - и человек автоматически совершает действие. Итак, мы видим, что по мере того, как привычка развивается, Вы уже больше не контролируете себя. Ваши прошлые действия в форме санскар управляют Вашим настоящим.
Однако Вы можете использовать знания об этом механизме, чтоб создавать прекрасные, положительные санскары. Когда Вы сидите в медитации, Вы ощущаете себя спокойной душой. Это ощущение формирует санскару покоя, так что в следующий раз, когда Вы , подталкиваемые старой санскарой раздражительности, уже почти рассердились, ум приведет и противоположные доводы: «Я – спокойная душа». Это заставит интеллект принять решение. Поскольку с помощью медитации интеллект обретает силу воли, то действовать на основе позитивных санскар в противовес негативным становится все легче и легче. Таким образом интеллект начинает контролировать и ум, и действия. Я, душа, становлюсь хозяином настоящего, а не рабом прошлого. Постепенно я достигаю состояния, когда я выбираю и притворяю в действие только то мысли, которые приведут меня к ощущению постоянного счастья и удовлетворенности.


ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ


Возьмите один аспект, который бы Вы хотели изменить в себе. Несколько раз в день создавайте одну – две очень сильные, положительные мысли, которые помогут изменить негативную привычку или черту характера, вкладывая в это всю энергию и весь энтузиазм, которые в Вас есть. Это создаст очень сильную санскару. И когда положительная мысль «я хочу измениться» снова придет в Ваш ум, она принесет с собой переживание энтузиазма, что поможет Вам в соответствующее время воплотить это намерение в действие.
Например, если Вы хотите избавиться от привычки критиковать людей, то в течении дня продолжайте создавать положительную мысль:


МЫСЛИ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ


«Я буду смотреть на всех как на спокойные души, и, вместо того чтобы критиковать их слабости, я буду видеть только их добродетели и особенности».

Или:

«Вместо того, чтобы тратить время и энергию на слабости других, мне нужно показать пример и избавиться от своих».







Текущие проекты



Сейчас в работе серия уроков нулегого цикла, а так же темы для медитации Раджа-йоги для уже практикующих йоги. А так же многое, многое другое...


Designed by ©MosMap
Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz